Домой / Программа духовно-нравственного воспитания

Программа духовно-нравственного воспитания

  МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

ВЛАДИВОСТОКСКАЯ И ПРИМОРСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Автономная Некоммерческая  Общеобразовательная Организация

 «Православная гимназия»

 г. Владивосток

 

 

 

Принято решением педагогического совета                                                                 

АНОО «Православная гимназия» г. Владивосток

Протокол

 №______от_____________

Согласовано__________руководитель            ОРОИК Владивостокской епархии прот. Ростислав

Согласовано

Духовник

__________АНОО «Православная гимназия» прот. Игорь

«УТВЕРЖДАЮ»Директор

_________ АНОО «Православная гимназия» Титова Л.М.

Приказ №_____от________________

         

 

 

 

 

 

Программа духовно-нравственного развития и воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2014 г.

 

 

1. Пояснительная записка

            Возрождение России – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно-нравственных и патриотических качеств и национального самосознания. Данная программа призвана поддержать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики – воспитание граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культуры через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе  ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России. К значимым особенностям образа жизни в Приморском крае мы относим сознание того, что Приморский край – это форпост России в Северо-Восточной Азии и всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, в перспективе способный стать российским центром делового и межкультурного сотрудничества в этом  регионе мира. Православная гимназия равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Владивостока учреждена в 1997 году и представляет собой новый тип общеобразовательного учреждения, в котором сочетается современное естественно-научное и гуманитарное образование детей в сочетании с их религиозно-нравственным воспитанием.

         Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Приморского края.

 

  Программа направлена на создание современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

            Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию  нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

            Ведущая,  ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

           

            Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  является:

—  социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации,

—  целенаправленное развитие духовно-нравственной сферы учащихся на целях, идеалах и ценностях Православия, формирование у учащихся целостного христианского мировоззрения, устойчивой системы духовных ценностей, на основе российской культурной традиции, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.

В соответствии с миссией «Православной гимназии» основными задачами в области воспитания личности являются:

  •   систематическое и системное изучение православной веры, религии и культуры;
  •  формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека;
  • воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;
  •  изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;
  •  формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;
  •  воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;
  •  воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности ребенка, размышления о жизни и подвиге святых;
  •  формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;
  •  раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла.

 

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование культурного межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Основное содержание реализуется в православном образовательном учреждении на основании принципа:

  •  единства и взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся.

Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:

  •  воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в духе истины и любви;
  •  понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;
  •  учета подготовленности учащихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной Истины;
  •  построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;
  •  обеспечения вариативности и дифференциации православного образования;
  • соответствия содержания образования возрастным нормативам физического и  психического развития детей на каждой ступени образования;
  • учета возможности социализации детей за пределами Церкви.

 

2. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправно го межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей станицы, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

            Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека,  личности, гражданина.

3. Базовые национальные ценности.

Базовые национальные цености раскрывают содержание национального воспитательного идеала и выступают в качестве ориентиров воспитательной работы.

В принципе духовно-нравственные ценности являются общими для всего человечества. Национальные особенности касаются преимущественно иерархии ценностей. В национальной культуре порядок ценностей выражается в особом внимании к некоторым аспектам духовно-нравственной жизни человека. В отечественной культуре наиболее рельефно это внимание представлено в классической русской литературе и в образах национальных героев.

Важнейшей исторически сложившейся особенностью национальных ценностей,  является то, что они задают личности более «высокую планку» требований: большей самоотдачи, большей солидарности, более личностного и творческого отношения к делу.  Отсюда главная проблема формирования личности: «не допрыгнув» до необходимой высоты, человек уже совсем «падает вниз» (таковы известные недостатки национального характера).    

В конечном итоге все ценности носят смысложизненный характер. Но в целях организации воспитательной деятельности их удобно разделить на группы. Во-первых, имеющие ясный общественный и общегражданский смысл, во-вторых, в значительной степени реализуемых в семейной и личной жизни, в-третьих, в основном имеющих место в области межчеловеческих отношений, в-четвертых, собственно смысложизненные ценности, имеющие предельный смысл.

Общегражданские ценности:

Самоотверженность — черта национального характера, способность не жалеть себя ради другого человека или общего дела. Хорошо характеризует национальное понимание патриотизма. Самоотверженность тесно связана с соборностью и общением. Оборотной стороной самоотверженности является то, что эта черта легко превращается в отсутствие жалости к самому себе,  в отсутствие заботы о собственном благополучии, здоровье. Это составляет особую проблему национального характера и требует специальных воспитательных усилий. Производными от самоотверженности являются такие черты как щедрость, доброта и добродушие, скромность, верность и др.

Служение. Служба – идеальное приложение сил для национального характера. Но не в смысле получения гарантированного социального минимума, а в смысле возможности совершать служение, то есть, служить тому, что больше тебя. Работать, часто без сна отдыха, за идею – замечательная национальная черта, подтверждаемая массой исторических примеров. Мотивация, для нас гораздо более сильная, чем деньги, успех, власть и слава.

Соборность – уникальная ценность национальной духовной культуры. Соборность характеризует специфический тип человеческой общности (исторически ориентированный на идеал церковной жизни), основанный на сознании причастности общему делу. Соборность – единство во множестве. Идея соборности – это идея нахождения баланса между индивидуальной и коллективной формой организации жизни. С одной стороны, соборность уходит от крайностей индивидуализма, но, с другой стороны, при этом каждый человек сохраняет все личностные уникальные свойства и не растворяется в общей массе. Задача очень непростая, но, тем не  менее, когда-то решенная российским обществом и настолько устойчиво, что естественно воспроизводится человеком с рождения, если нам не навязывается другой сценарий воспитания. Деформированной формой соборности является коллективизм, предполагающий поглощение индивида родом. Близкой, но не совпадающей по смыслу ценностью является солидарность.  

Свобода – в ее положительном национальном преломлении предстает как условие самоотверженного соборного творчества. Если же условий для созидательного творчества нет, то в негативном выражении ценность свободы выражается в бунте, направленном в первую очередь против собственного и общего  благополучия.

Справедливость – одно из основных нравственных чувств, в основе которого лежит принцип взаимности, соразмерности прав и обязанностей личности в общей судьбе народа и государства.  Жажда справедливости – достаточно обостренная национальная черта. Принцип справедливости находится в сложных и неизбежно противоречивых отношениях с принципом законности. Отсутствие должной законопослушности – специфическая оборотная сторона национального сознания.

Личные и семейные ценности:

Личность – в данном контексте понимается как человек в меру своей способности к творческому вкладу в общее дело. Таковы наши исторические личности, гении искусства и науки, замечательные своей способностью «находчиво» преодолевать внешние условия существования. Для российской культуры и ментальности личность является ключевым понятием и может быть раскрыта только в духовно-нравственной системе координат.

Достоинство есть собственно человеческое в человеке. Человек только тогда является Человеком, когда несет в себе именно человеческое достоинство, которое не позволяет ему впасть, с одной стороны, в животное – скотообразное, зверообразное – состояние, с другой стороны, напоминает ему, что он должен быть достоин своего высокого призвания. Важный момент воспитательной системы – формирование образа достойной человека жизни.  Дискуссии о правах человека по существу вопрос достойной жизни. В достойную жизнь в том числе входит материальный  достаток.

Творчество – особая чувствительность к творческому началу жизни как стремление к состоянию вдохновения, склонность к энтузиазму  характеризует почти все национальные начинания и дела. В первую очередь такое творчество находит себя в общении и  в   самоотверженном энтузиазме соборных дел.  Но может проявляться негативно в виде слабой готовности к выполнению рутинной работы.

Любовь — основная нравственная ценность. Дар любви – моральный стержень (сердцевина) человечности. В национальном самосознании любить – означает отдавать себя другому человеку, делу и Богу. Важность специального воспитания способности к любви связана с уродливым искажением этого нравственного состояния в массовой культуре, где любовь понимается прямо наоборот как желание обладания.  

Семья – это важнейшая ценность нравственного воспитания и высшая ценность общественных отношений, обеспечивающая устойчивость общества и государства. Семья представляет собой брачный союз между мужчиной и женщиной, основанный на взаимной любви, заботе и ответственности. Главная функция семьи – рождение, воспитание и социализация детей. Именно семья является главным хранителем культурных традиций и ценностей народа.

Иерархичность. Образует структуру нравственности. По словам Вл.Соловьева: сострадание к младшим и слабым, уважение к равным и благоговение перед высшим, основные проявления  морального сознания. Это ценность, которая обеспечивает нормальный общественный порядок.

Ценности человеческих отношений:

Общение – одна из самых предпочтительных ценностей национальной культуры, которую следует отличать от привычной западной культуре коммуникационных ценностей. В отличие от последних, смысл которых состоит в эффективности или результативности,  общение основано на формировании причастности людей друг другу.  Стремление к причастности заметная особенность национального характера.

Добрососедство – национальная черта, воспитанная за много столетий жизни в империи. Наличие многих этносов и определило характер русской культуры, как вмещающей. Российские граждане, не теряя своей разнообразной этнической идентичности, были восприняты в общенациональное единство.

Миролюбие. Мир, мирность, незлобие, добродушие – важные национальные черты характера, проистекающие из неагрессивного самоощущения: человек традиционной российской культуры не склонен переделывать мир, нести свои идеи соседям и склонять их измениться. Скорее он будет стремиться измениться сам.

Милосердие – вторая по значимости ценность традиционной культуры, замечательно отраженная в героях классической русской литературы.

Ценности, несущие предельные смыслы:

Святость — центр национального духовно-нравственного идеала, имеющий своим истоком религиозный опыт.

Смысл жизни – жажда смысла — стержень русской культуры (в особенности литературы и философии) и яркая особенность национального сознания.  Смысл (как философская категория) это есть отношение причастности.  Таким образом, поиск смысла жизни представляет собой  симбиоз соборности, общения, творчества и самоотверженности. Негативное следствие: если человек не видит личного смысла в деле, то он просто отказывается его совершать или делает, но «спустя рукава».

Терпение – важная национальная черта, истоки которой находятся в интуитивном понимании очистительного характера любого страдания. Умение находить (или просто чувствовать) в страдании, с которым неизбежно связано терпение, некий высший смысл. Вершиной терпения является смирение, важнейшая нравственная религиозная добродетель.

            Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

            Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних. Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

          Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

            Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, станицы, края, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.    

4. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

            Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

            В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

• воспитательного эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

            Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

            Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

            Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного  общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

          С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

            Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

            Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Достижение воспитательных эффектов  осуществляется по следующим методологическим принципам:

— Непрерывность, которая заключается в последовательности, преемственности знаний и методов воспитания от начального школьного возраста до окончания школы, и относится не только к школьным, но и внешкольным занятиям детей: Православная гимназия является основным звеном в системе непрерывного образования и воспитания детей, включающей также воскресную школу (дети 3-6 лет), летний оздоровительный лагерь, трудовой лагерь на территории подшефного хозяйства монастыря в пос. Линевичи, мастерские, а также приходское попечительство над детьми детского дома, инвалидами, престарелыми и больными.

— Целостность,  когда фундаментальные основы знаний идут из одной исторической культуры, не являются разорванными и несвязанными, ²когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга, а не против друга².

Реализуется через следование православным традициям: воспитательные планы и мероприятия строятся на основе годового цикла православных праздников, и завершается учебный год в выпускных классах 24 мая в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – учителей словенских. Каждый класс в гимназии является общиной какого-либо Святого, что изначально служит объединяющим звеном в формировании классных коллективов, а в перспективе – лучшим примером в жизни.

— Единство школы, семьи и церкви в вопросах воспитания и ценностных приоритетов в образовании. Как правило, в православную школу,  дети поступают, прежде всего, по желанию родителей. С родителями руководство гимназии проводит собеседование, чтобы убедиться в единстве взглядов на принципиальные вопросы образования и воспитания, потому что Гимназия принимает в свой образовательный процесс не одного ребенка, а семью.

 

5. Основные направления реализации программы

Воспитательная система Православной гимназии триедина (рис.1)

 Дерево

 семья – ребенок – школа – и реализуется по следующим  направлениям:

5.1.Духовно-нравственное направление.

Цель: воспитание целостной  личности в духовной традиций русского народа, воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся.

Задачи: — познакомить с традициями русской национальной культуры и самосознания народа; сформировать русский национальный характер, зиждущийся на семье, церкви и образе жизни.

Ценности:  нравственный выбор; свобода совести и вероисповедания;  представление о вере, духовной культуре, жизнь и смысл жизни; уважение к родителям; уважение достоинства человека.

Содержание модуля:

• представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

 

Виды деятельности:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции,  художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  • ознакомление  с жизнью Церкви (участие в богослужениях , участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с батюшкой);
  • участие в проведении уроков основ православной веры и основ православной культуры, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

• ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

• получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

• расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Ключевые дела:

— Молебен на начало учебного года,

— Двунадесятые праздники (праздничные дни по отдельному плану общины),

— Олимпиада по основам православной культуры, творческий конкурс «Русь православная»,

— Дни общины,

— Дискуссионный клуб «Семья и воспитание в православной культуре»,

— Ученические конференции по теологии, религиоведческие школы,

— Проектная деятельность.

 

Планируемые результаты:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

5.2. Патриотическое направление.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье и согражданам.

Задачи: — дать представление об историческом прошлом нашей страны и государства, народов России, как основы Российского патриотизма и гражданственности; — сформировать личность с активной гражданской позицией и четким представлением  о гражданской ответственности  и долге.

Содержание модуля:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, Приморского края, г. Владивостока;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, своего края;

• любовь к гимназии, городу, краю, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

 

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю служение Отечеству, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

Виды деятельности:

• получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Приморского края, г. Владивостока (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

• ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

• ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий,  путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

• знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

• знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ;

• участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр  военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

• получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

• участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

 

Ключевые дела:

  • Участие в работе военно-полевого лагеря «Андреевский городок»;
  • Политинформация
  • Конкурс песни и строя;
  • Уроки мужества;
  • Традиционный календарь ( день независимости России и т. д.);
  •  «Марш Памяти» (к 9 мая);
  • Заочные экскурсии по историческим местам России  «Русь златоглавая»;
  • Участие в муниципальных, краевых и всероссийских    конкурсах патриотической и краеведческой направленности.

 

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

5.3. Социальное, личностное направление .

Цель: социальная адаптация подрастающего поколения, защита личности от деструктивных влияний, а также приобщение детей к многовековым традициям самовоспитания человека.

Задачи: создание условий для духовно-нравственного развития для взрослых и детей гимназии; создание единой ценностно-смысловой среды для всех участников образовательного процесса;развитие Евангелиевской мотивации в выполнении своих обязанностей во всех целевых группах:(родители, учителя, обучающиеся);профилактика заблуждений в восприятия основ христианском вероучения.

Ценности: справедливость; милосердие; честь; достоинство; ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших.

Содержание модуля:

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • милосердное отношение к одиноким людям, старикам и детям,

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных

Виды деятельности:

• усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

• посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся;

Ключевые дела:

— гимназические праздники: «Посвящение в гимназисты», «Первый звонок» и «Последний звонок», «День учителя», «День пожилого человека», «Международный день матери», «День православной книги», «Сретенские встречи выпускников», «День жен-мироносиц»,  «Было у матушки двенадцать дочерей», «Рождественский бал», «Пасхальный бал», «Славянский базар» в день святых равноапостольных  Кирилла и Мефодия, «Неделя церковно-славянского языка»,

— Информационный центр по освещению жизни гимназии (сайт, стенды, внутри гимназическая газета, радио) в сотрудничестве с ДВФУ,

— дни общины, общинные мероприятия,

— чтение акафиста покровителю общины,

— социальные выходы в реабилитационный центр «Парус надежды», дом престарелых и инвалидов,

— подготовка театрализованных представлений и концертов для выступления перед трудовыми коллективами города и военнослужащими на Рождество и Пасху,

— катехизаторские беседы для родителей,

— школа для родителей «Родительские ступени» занятия с православным психологом в интерактивной форме в сотрудничестве с ОО «По социально-психологической поддержке семей Приморского края»,

— проект «Благая весть».

 

Планируемые результаты:

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

5.4. Трудовое направление.

Цель: выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду

Задачи: — сформировать понимание о том, что любой труд почетен, через участие в трудовых лагерях и попечительство над детским домом и др.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Основное содержание модуля:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Виды деятельности:

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

• участвуют в экскурсиях по  городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

• узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

• получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе гимназии,  других социальных институтов (занятие народными промыслами,  природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции);

• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

• участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

 

Ключевые дела:

— уборка территории гимназии,

— работа на подворье в п. Тигровый,

— работа в  женском Рождества Богородицы монастыре п. Линевичи,

— творческая проектная деятельность,

— экскурсии в рамках профориентации.

 

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

5.5. Оздоровительное, экологическое направление:

Цель: воспитание внутренней ответственности, т.е. духовно-нравственной позиции человека, его отношения к себе, окружающим, своей семье, здоровью, болезни и смерти, образу чувств и мыслей, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи: — сформировать у учащихся  понятие «Здоровье» в христианском мировоззрении, а также ответственность за собственную  жизнь и здоровье;  расширить представления о себе, о своих возможностях; просветить будущих родителей по вопросам семейных отношений и особенностей психического развития детей.

Ценности: жизнь, здоровье, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Основное содержание модуля:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным.

Виды деятельности:

• усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

• получение первоначального опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

• получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

• усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

Ключевые дела:

— озеленение территории гимназии,

— создание экологической тропы на территории гимназии,

— туристические походы,

— «Дни здоровья»,

— сезонные  чемпионаты по лапте, участники: родители, дети,

— спортивные лагеря.

 

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Все направления реализуются посредством воспитательных программ:

«Община»: общинный уклад жизни характерен для русского народа. В общине каждая семья и отдельная личность занимает свое место и ощущает свою причастность к общему делу. Каждый класс в Православной гимназии – это община, объединенная покровительством своего Святого, которого выбирает сам коллектив.

 «Братство православных следопытов (БПС)»:  детская общественная организация – один из путей социализации ребёнка, оказание содействия личностному развитию путём дополнения воспитательного воздействия семьи, гимназии и иных общественных институтов. Основные направления деятельности: эколого-краеведческое; историко-патриотическое; оздоровительное; скаутское.

«Знание»:  обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития; воспитание сознательного, активного интереса к знаниям; формирование специальных социальных знаний – основы медицинских знаний, правоведение, китайский и английский языки, а также предметы из образовательной области «теология». Преподавая природоведение, физику, астрономию, химию, биологию, географию и другие предметы естественнонаучного цикла, Гимназия ставит задачу не только реализовать базисные программы этих учебных предметов, но и знакомить обучающихся с историей развития и становления современных естественно-научных представлений, а также с наиболее значимыми (в мировоззренческом аспекте) современными проблемами этих естественно-научных учебных дисциплин. Современная научная картина природы не противоречит христианскому мировоззрению, а христианское мировоззрение не только не препятствует научному постижению природы, но и способствует развитию научных знаний.

 «Здоровье»: базовая ценность в иерархии жизненных ценностей. Укрепление представления о здоровом образе жизни, пропаганда здорового образа жизни: регулярные туристические походы; дни здоровья «спортивная семья»; спортивные лагеря (при участии родителей).

«Традиция»: воспитание учащихся в духе уважения традиций православной веры нашего народа. Преподавание основ православной культуры и предметов теологической области знаний, посредством которых воспитанников приобщают к духовным и культурным традициям русского народа. Формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности; установление и регулирование межличностных отношений; проведение годового цикла православных праздников; вечера духовной поэзии, выпуск школьной газеты, музыкальные гостиные, совместный просмотр видеофильмов; хоровое пение, проведение учебного года в рамках одной ролевой игры, например, — «Русичи» (историческая реконструкция событий определенного периода времени), ученического самоуправления все это позволяет нам в форме организации досуга приобщить детей к непреходящим ценностям христианской православной истории и культуры.

6. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  должна быть основана на следующих принципах:

  •  совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  •   сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
  •   педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
  •   поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
  •   содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  •   опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за·круглым столом, вечер вопросов и·ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

 

7. Критерии и показатели результативности реализации  программы.

Критерии Показатели
1. Уровень
сформированности коллектива
  • Состояние
    эмоционально-психологических отношений в коллективе
  • Развитость
    самоуправления
  •   Сформированность
    совместной деятельности

 

2. Нравственная
развитость учащихся
  • Сформированность
    основных нравственных качеств личности детей.
  • Социальная активность
    учащихся.
3.Удовлетворённость
жизнедеятельностью класса
  • Степень
    удовлетворённости родителей.
  • Степень
    удовлетворённости учащихся.
4.Уровень воспитанности
  • Отношение к обществу.
  • Отношение к
    умственному труду.
  • Отношение к физическому
    труду.
  • Отношение к людям.
  • Отношение к себе.

 

Заключение

     Исходя из российской православной педагогической традиции, Гимназия видит свою главную задачу в том, чтобы пробудить и развить живое внимание и стремление обучающихся ко всему духовному, прекрасному, высоконравственному и тем самым подготовить их к правильному вступлению во взрослую жизнь по достижении совершеннолетия.

     Давая своим выпускникам образование, Гимназия воспитывает человека, способного впоследствии продолжать свое обучение в высшей школе или осваивать какую-либо профессию. Но при этом основой гимназического воспитания является духовно-нравственное воспитание (воспитание доброго нрава). В воспитательной системе Православной гимназии находит выражение традиционная для многовековой православной культуры России концепция воспитывающего обучения, в основании которого всегда полагались незыблемые принципы христианской нравственности и традиции православной культуры России.